суббота, 28 марта 2015 г.

Работа с текстом примерной образовательной программы

Задания:
1. Выделите и зафиксируйте фрагменты текста программы, которые связаны с проектной деятельностью.
2. Подумайте, почему проектной деятельности уделяется такое внимание.
3. Существует мнение: что проектные задачи должны  способствовать развитию школьников (метапредметных, личностных и образовательных результатов) и могут быть инструментом оценки. Как вы считаете, так ли это? Свое мнение аргументируйте и приведите примеры из своей практики. Подкрепите свои рассуждения цитатами из образовательной программы (с указанием пунктов разделов и страниц).

Выполнение задания о роли и месте проектной деятельности в начальных классах Лесиной О.М..
«Только то знание делается нашим зрелым достоянием,
когда мы приходим к нему, добываем его сами»
Якуб Колас

1)      Фрагменты текста программы, которые связаны с проектной деятельностью.

(Стр. 6) Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения содержит следующие разделы, которые, по моему мнению, связаны с проектной деятельностью:
• пояснительную записку;
• планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
• учебный план образовательного учреждения;
• программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
• программы отдельных учебных предметов, курсов;
• программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
• программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
• программу коррекционной работы;
• систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

В ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКЕ сказано, что
(Стр. 4) Учитываются характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словеснологическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
• развитие целенаправленной и мотивированной актив ности обучающегося, направленной на овладение учебной де ятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебнопознавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения. (Считаю, что этот фрагмент программы непосредственно связан с проектной деятельностью учащихся, так как именно эти психологические новообразования, формируются в проектной деятельности).

(Стр. 5-6) В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
 • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;  
• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

(Пункт 1, раздел 3, стр. 14)
В программе духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

По моему мнению «Принцип диалогического общения» очень актуален при рассмотрении проектной деятельности.
 Он заключён в формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимы ми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

(Пункт 1, раздел 3, стр. 15)
Считаю, что принцип системно-деятельностной организации воспитания не возможен без проектной деятельности.
Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно-значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу.
Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь?
Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:
• общеобразовательных дисциплин;
• произведений искусства;
• периодической литературы, публикаций, радио и телепередач, отражающих современную жизнь;
• духовной культуры и фольклора народов России;
• истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
• жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;
• общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
• других источников информации и научного знания.

(Пункт 1, раздел 4, стр. 19)
Основное содержание духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
• уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
• элементарные представления об основных профессиях;
• ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
• элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
• первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов.

(Пункт 2, раздел 1, стр. 39)
Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты)
Выпускник получит возможность научиться с применением проектной деятельности:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

(Пункт 2, раздел 1, стр. 41-42)
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится на проектной деятельности в том числе:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
 • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
 • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

(Пункт 2, раздел 1, подраздел 2, стр. 47)
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)
При планирование деятельности, управления и организации
Выпускник научится:
• создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно - управляемых средах;
• определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
• планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира. Выпускник получит возможность научиться:
проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы;
• моделировать объекты и процессы реального мира.

(Пункт 2, раздел 3,  стр. 53)
На предмете «литературное чтение на родном языке» выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

(Пункт 2, раздел 3, подраздел 4, стр. 56)
В разделе творческая деятельность на предмете «Литературное чтение» дети научатся
работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты.
Например, в проекте «Весёлые скороговорки» в 1 классе, автор программы
 В. Г. Горецкий, В. П. Канакина (УМК «Школа России» А.А.Плешаков).

(Пункт 2, раздел 6, подраздел 1, стр. 66-67)
Изучая предмет «Окружающий мир» в разделе «Человек и природа» ученики смогут научиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
 • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Например в проекте «Города России» по окружающему миру во 2 классе по программе А.А.Плешакова (УМК «Школа России»).

(Пункт 2, раздел 8, подраздел 2, стр. 72)
Изучая предмет «Изобразительное искусство» в разделе «Азбука искусства. Как говорит искусство?» учащиеся научатся
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
 • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта;
использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента. Например, в проекте по математике «Орнаменты на посуде» во 2 классе по программе М. И. Моро (УМК «Школа России» А.А.Плешаков).

(Пункт 2, раздел 9, стр. 74)
Изучая предмет «Технология» обучающиеся:
в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчинённых, распределение общего объёма работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми.
Например, в проекте по технологии «Праздничные бутерброды» в 3 классе по программе Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенкова (УМК «Школа России» А.А.Плешаков).

(Пункт 3,  стр. 82)
В базисном учебном плане начального общего образования сказано, что
образовательное учреждение самостоятельно в организации образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т. д.).

(Пункт 3,  стр. 83)
В часть, формируемую участниками образовательного процесса, входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Общеобразовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно - полезные практики, социальное проектирование.

(Пункт 4, раздел 1, стр. 94)
Ценностные ориентиры начального общего образования
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе

(Пункт 4, раздел 2, стр. 96-97)
В разделе «Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования»
            В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности — мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения в образовательном учреждении. При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и обучающегося к совместно-разделённой (в младшем школьном и младшем подростковом возрасте) и к самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания деятельности (в младшем подростковом и старшем подростковом возрасте).
Умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Функции универсальных учебных действий:
• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(Пункт 5, раздел 2, подраздел 5, стр. 139)
В разделе «Окружающий мир Человек и природа»
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Например, в Интернет-проекте «Свет мой, СОЛНЫШКО, скажи…» который проходил на «НАЧАЛКЕ», по окружающему миру во 2 классе по программе А.А.Плешакова (УМК «Школа России»).

(Пункт 5, раздел 2, подраздел 9, стр. 151)
В разделе «Технология» Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (техникотехнологическим, функциональным, декоративнохудожественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Например, в проекте по технологии «Детская площадка» во 2 классе по программе Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенкова (УМК «Школа России» А.А.Плешаков).

 (Пункт 8, раздел 1, стр. 173-175)
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров
ВЫВОДЫ: мной выбраны и приведены фрагменты текста Программы, которые связаны с проектной деятельностью. Конечно, довольно-таки сложно выбрать все фрагменты текста Программы, которые связаны с проектной деятельностью из-за объёмности данного документа, который составляет 201 страницу, но я постаралась не только привести цитаты из Программы, но и добавить свои комментарии и примеры из моей практической педагогической деятельности. Можно сделать вывод, что проектная деятельность буквально красной нитью проходит или сквозит через весь текста Программы, так же как проектная деятельность проводится на протяжении всего обучения детей в начальной школе.

2)      Почему проектной деятельности уделяется такое внимание?
Считаю, что проектная деятельность в образовательной системе оказывает содействие для понимания учащегося, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой проектной деятельности является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.
Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.

Требования к учебному проекту – совершенно особые:

- наличие социально значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической;
- выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы;
- каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Возможности проектной деятельности для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.
Организация проектной деятельности – это довольно-таки высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий высокую квалификацию учителя.

3)      Моё мнение о том, что проектные задачи должны  способствовать развитию школьников (метапредметных, личностных и образовательных результатов) и могут быть инструментом оценки.
В ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКЕ сказано, что
(Стр. 5-6) К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовнонравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.
Считаю, что проектные задачи способствуют развитию школьников (метапредметных, личностных и образовательных результатов) и могут быть инструментом оценки, так как
1.      Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов в нестандартной (учебной) форме, а в ситуации по форме и содержанию приближенной к реальной.
2.      Проектная задача дает возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию.
3.      Проектная задача выступает как инструмент уровня сформированности умения учиться, взаимодействия в группе, умения работать с разными источниками информации.
4.      Проектная задача способствует повышению познавательного интереса учащихся.
5.      Проектная задача является ступенькой к работе над проектами.
Моё мнение о роли и месте проектной деятельности в начальных классах. 
Считаю, что в ФГОС нового поколения под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. В этой ёмкой фразе сказано всё: действия должны быть взаимосвязаны, определена цель (лучше, чтобы цель могли определить сами учащиеся, что в 1 классе очень затруднительно. А вот к 4 классу с определением цели дети справляются, по моему мнению, легко и без особых затруднений.) Ученики под руководством учителя выполняют проект в течение заданного периода времени. Поэтому мы можем говорить о краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных проектах.
Нельзя не упомянуть о проектной деятельности младшего школьника и дошкольника  в условиях преемственности введения ФГОС ДО и ФГОС НОО.
Считаю, что в связи с переходом на реализацию ФГОС НОО с 2009 года  и ФГОС ДО с 2014 года изменились требования к структуре, условиям и результатам обучения, которые предполагают преемственность в вопросах формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию. Перед образованием стоит цель подготовить человека, способного целостно воспринимать и активно познавать мир, быстро и успешно адаптироваться в нем, принимая общечеловеческие ценности, традиции семьи, своего государства, своего народа; имеющего потребность в самообразовании и саморазвитии. Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании четко определены в ФГОС ДО [3] и ФГОС НОО [4]. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования следующим образом постулирует цель и основной результат современного российского образования: «…развитие личности обучающихся на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» [2].
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе и их предпосылок в ДОО.
В качестве основных видов универсальных учебных действий выделяются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные действия[1].                                                          
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.                  
В блок регулятивных действий входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание; составление плана и последовательности действий; прогнозированиекоррекция; оценка; саморегуляция.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [1].
Одной из эффективных технологий для формирования УУД, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является технология проектной деятельности, которая имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся.
Реализация проектной деятельности в детском саду и школе отличается степенью включённости в неё взрослых (педагогов и родителей).                               
         Особенностью проектной деятельности в ДОО является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, не всегда способен определить цель (замысел). Поэтому, вне зависимости от вида, проекты нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. До 5 лет, как правило,  активная роль принадлежит взрослому, после 5 лет – дети и взрослые постепенно становятся партнёрами в процессе проектной деятельности, а в начальной школе педагог и родители являются консультантами, их роль сводится к мотивации деятельности ребёнка, коррекции и помощи в подготовке презентации проекта.         
         Рассмотрим этапы проектной деятельности как возможность формирования УУД в начальной школе  и их предпосылок в ДОО на примере различных проектов в школе и детском саду.
Этап целеполагания входит в блок регулятивных УУД. Необходимо учить детей ставить цели в ходе любого вида деятельности. В детском саду педагог создает условия для возникновения цели и помогает детям сформулировать цель дальнейшей деятельности: «Я вас правильно поняла, ребята, вы хотите помочь малышам украсить группу к Новому году?». В начальной школе педагог организует виды деятельности, направленные на формирование данного УУД. Например, учащимся предлагается задание: «Выбери из данных предложений то, которое будет являться  целью для твоего проекта». Необходимо предложить два – три высказывания, среди которых только одно является истинной формулировкой цели проекта, так учащиеся учатся правильно формулировать цель любой деятельности.
Далее педагог организует беседу, где дети объясняют, почему то или иное высказывание не является целью проекта.
Этап  формирования навыка планирования проектной деятельности в дошкольной организации  происходит в форме беседы, где воспитанников ставят в условия, при которых необходимо поочерёдно назвать свои действия, направленные на достижение цели. Часто педагоги ДОО на этапе планирования проектной деятельности используют символы (картинки, знаки), которые отражают каждый этап деятельности, воспитанники учатся соотносить знак с определённым видом деятельности, а также расставлять знаки (этапы работы над проектом) в правильной последовательности. Что обусловлено, тем, что у детей дошкольного возраста лучше развито наглядно-образное мышление.
   В начальной школе учителя используют различные виды заданий, направленные на формирование навыка планирования. Это могут быть следующие виды заданий: «Найди лишний этап работы над проектом» или «Расставь этапы работы над проектом в правильном порядке», а задание «Впиши недостающие этапы работы над проектом» можно использовать на более поздних этапах.
Рассмотрим работу по формированию навыка планирования на примере проекта «Города России» по окружающему миру во 2 классе по программе А.А.Плешакова (УМК «Школа России»), где учитель предлагает ученикам следующее задание «Расставь этапы работы над проектом в правильном порядке» и предлагаются все этапы проектной деятельности в произвольном неправильном порядке:
· Презентация
· Сбор материала о городе
·  Выполнение эскиза творческой работы
· Выполнение проекта
· Отбор материала о городе (текст, фото, рисунки)
· Самооценка
Умение отбирать нужную информацию из общего потока относится как к блоку познавательных УУД (анализ, синтез), так и к блоку регулятивных УУД (удерживание учебной задачи), данные УУД формируются на этапе отбора информации.
Уже в детском саду ребёнок может выполнить простейшие задания по отбору информации.
Так в проекте «Город Математики» (подготовительная группа) воспитанникам предлагается следующее задание: «Выберите книги, которые нам понадобятся для проекта «Город Математики» с книжной выставки».
Необходимо найти лишние книги, обсудить, почему они не понадобятся в данном проекте.
На примере монопроекта по русскому языку «Весёлые скороговорки» в 1 классе, автор программы В. Г. Горецкий, В. П. Канакина (УМК «Школа России» А.А.Плешаков), на этапе отбора информации можно предложить следующее задание: «Выберите скороговорки для проекта, найдите лишние». 
а) Шапкой Саша шишки сшиб.
б) Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик…
в) Маша шила для мартышки шубу, шапку и штанишки.
г) ША-ША-ША – ели кашу не спеша.
ЩУ-ЩУ-ЩУ – бельё в речке полощу.
ЖИ-ЖИ-ЖИ – лихо в танце закружи.
По окончанию выполнения задания, необходимо обсудить, почему высказывания под буквами б) и г) не подходят для проекта.
На этапе отбора информации необходимо учить детей повторно обращаться к цели с вопросом: «В правильном ли направлении вы двигаетесь?». Такая промежуточная рефлексия необходима, так как ученики могут выбирать понравившуюся им информацию, которая не соответствует теме и цели проекта.
В ДОО и начальной школе ученики также испытывают проблемы в презентации проекта, поэтому на данном возрастном этапе в процессе проектной деятельности необходимо обращать внимание на этап подготовки к презентации проекта.
На этом этапе формируются коммуникативные УУД (умение выступать перед аудиторией, умение работать в группе и в паре со сверстником и взрослым), познавательные УУД (структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания и т. д.). Как правило,  дошкольники готовят презентацию проекта совместно с родителями, воспитателями.
В начальной школе на данном этапе ученик должен быть максимально самостоятелен. На первых этапах учитель даёт примерный шаблон (инструкционную карту) устной презентации, в дальнейшем на основе приобретённого опыта дети готовят презентацию самостоятельно.
Нами представлены в сравнении основные этапы работы над проектами дошкольника и ученика начальной школы, таким образом, видим, что формирование навыков проектной деятельности обуславливает  формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, тем самым реализуя поставленные цели воспитания и образования в рамках введения ФГОС ДО и ФГОС НОО. Полностью согласны с тем, что важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение воспитанниками и учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин»[4].
Литература:
  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В.  Формирование универсальных действий: от действия к мысли. - М.: Просвещение, 2010.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010, с.5.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования")
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)


Комментариев нет:

Отправить комментарий